Статьи

Модификации самолёта

МиГ-23МЛ

В 1961 году в ОКБ-155 А.И.Микояна начались работы по созданию фронтового истребителя следующего после МиГ-21 поколения под обозначением МиГ-23. Первоначально предполагалось создать новый самолёт с использованием ряда элементов МиГ-21. Прототип такой машины Е-8 совершил первый полёт 17 апреля 1962 года (лётчик-испытатель Г.К.Мосолов). Самолёт был построен по аэродинамической

схеме «продольный триплан» и имел подфюзеляжный регулируемый воздухозаборник. На двух прототипах был выполнен ряд полётов, но после аварии одного из них в сентябре 1962 года работы по теме Е-8 были прекращены и началась разработка нового самолёта. Главным конструктором был назначен Г.А.Седов. Общее руководство осуществлял А.И.Микоян, а после его смерти — Р.А.Беляков.

Разрабатываемый самолёт должен был обладать скоростью до 2700 км/ч, увеличенной дальность полёта и иметь на борту ракеты средней дальности К-23 (ранее отечественные истребители вооружались пушками и ракетами малой дальности). Однако вскоре заказчик выдвинул требование обеспечить возможность базирования самолёта на аэродромах с ограниченной ВПП, что привело к изменению проекта. Для сокращения разбега первоначально предполагалось оснастить самолёт дополнительными подъёмными двигателями. Отработка подъёмного двигателя РД-36-35 была проведена на опытном МиГ-21ПД (Е-7ПД, «изделие 23-31») в июне 1966 года. 3 апреля 1967 года лётчик-испытатель П.М.Остапенко поднял в воздух первый вариант истребителя МиГ-23 — самолёт МиГ-23ПД («изделие 23-01») с треугольным крылом и двумя двигателями РД-36-35. Вскоре был построен второй прототип МиГ-23 — самолёт «23-11» с крылом изменяемой геометрии. Его первый полёт состоялся 10 июня 1967 года (лётчик-испытатель А.В.Федотов). Оба прототипа были показаны на воздушном параде 9 июля в Домодедово.

Специально для МиГ-23 разрабатывались система управления вооружением С-23, обеспечивающая всеракурсный перехват воздушных целей в свободном пространстве и на фоне земли, и новые ракеты класса «воздух-воздух» средней дальности К-23. В процессе испытаний конструкторы остановили свой выбор на варианте с крылом изменяемой геометрии. При этом большой объём работ по исследованию нового типа крыла провели специалисты ЦАГИ, за что в 1975 году били удостоены Государственной премии СССР. Серийный выпуск МиГ-23С начался в 1969 году на Московском заводе «Знамя Труда». Первые самолёты поступили в Липецкий ЦБПиПЛС. Государственные испытания и доводка самолёта продолжались до 1973 года.

МиГ-23 выполнен по нормальной аэродинамической схеме с высоко расположенным крылом изменяемой стреловидности. Крыло имеет три фиксированных положения: 16°, 45° и 72° по переднему лонжерону. Горизонтальное оперение цельноповоротное. Под фюзеляжем установлен киль, складывающийся при посадке вправо на угол 95°. Шасси трёхопорное, с носовой стойкой, убирается в фюзеляж. Колёса большого диаметра позволяют эксплуатацию с грунтовых аэродромов. Силовая установка состоит из одного двухвального одноконтурного ТРДФ Р-27-300 (позднее Р-29Ф-300, Р-35-300) конструкции Хачатурова. На опытных образцах устанавливались более мощные двигатели Р-44 и Р-47. Воздухозаборники боковые с регулируемыми клиньями. В конструкции планера широко использованы стальные сплавы. При посадке может применяться тормозной парашют. В состав вооружения входили пушка ГШ-23Л, управляемые ракеты «воздух-воздух» малой и средней дальности, ракеры «воздух-поверхность», блоки НАР, авиабомбы калибром до 500 кг (включая тактические ядерные). У МиГ-23МЛД боевая нагрузка может достигать 4500 кг.

Читать так же:  Командирские полеты над Липецком

Всего в 1969-1985 годах изготовлено 5047 самолётов МиГ-23 всех модификаций. В процессе производства самолёт неоднократно модернизировался (менялась конструкция крыла, варианты силовой установки, состав оборудования и вооружения). В 70-х годах МиГ-23 стал основным истребителем в советских ВВС, заменив в этом качестве МиГ-21. Имея лучшие характеристики, чем у основного американского истребителя F-4E «Фантом 2», он обеспечил советским ВВС качественное превосходство вплоть до появления истребителей четвёртого поколения F-15A и F-16A. В боевых условиях МиГ-23 применялся в Ливане, Анголе, Ираке, Афганистане, Эфиопии. Многократно привлекался он и при уничтожении разведывательных аэростатов, пересекавших Государственную границу СССР. Возможности самолёта продемонстрировал случай, произошедший 4 июля 1989 года, когда МиГ-23М после катапультирования пилота пролетел почти 900 км над тирриторией Польши, ГДР, ФРГ и упал в Бельгии.

С 1974 года самолёт поставлялся на экспорт (первой его получила Ливия). Он стоял на вооружении ВВС Алжира, Анголы, Болгарии, Венгрии, ГДР, Египта, Индии, Ирака, КНДР, Кубы, Ливии, Польши, Румынии, Сирии, Судана, Чехословакии. Несколько самолётов через третьи страны приобретены США и Китаем. В середине 90-х годов ОКБ начало работы по модернизации самолёта для иностранных покупателей, в результате которых появился опытный МиГ-23-98. В настоящее время большинство российских МиГ-23 выведены из эксплуатации и находятся на консервации на базах хранения. Дольше всего эти самолёты эксплуатировались в полках ПВО — до 1999 года (т.е. до объединения ВВС и ПВО). Небольшое количество продолжает летать в лётных училищах и использоваться в авиационной промышленности в качестве летающих лабораторий.

Фотографии МиГ-23 можно посмотреть здесь.

Модификации самолёта

  • «23-01» (МиГ-23ПД, МиГ-23УВП) — прототип с подъёмными двигателями. Был оснащён маршевым двигателем Р-27-300 и 2 подъёмными РД-36-35. Первый полёт 3 апреля 1967 года.
  • «23-11» — прототип с крылом изменяемой геометрии. Оснащался двигателем Р-27Ф-300. Первый полёт 10 июня 1967 года. Изготовлено 9 самолётов.
  • МиГ-23 («изделие 23-11») — серийный истребитель со штатной системой С-23. Отличался двигателем Р-27Ф2М-300, новыми консолями крыла, смещённым назад на 860 мм горизонтальным оперением и дополнительным фюзеляжным баком. Выпускался в 1971-1972 годах.
  • МиГ-23А — палубный истребитель (проект). Разработан в 1972 году.
  • МиГ-23Б («изделие 32-24») — истребитель-бомбардировщик. Оснащён двигателем АЛ-21Ф-3. Разработан в 1969-1970 годах. Выпускался с 1971 года на заводе «Знамя Труда».
  • МиГ-23БК («изделие 32-26») — прототип истребителя-бомбардировщика МиГ-27К. Отличался цифровым прицельно-навигационным комплексом ПрНК-23К и наличием лазерно-телевизионной системы «Кайра». Разработан в 1974 году.
  • МиГ-23БМ («изделие 32-25») — истребитель-бомбардировщик для советских ВВС, прототип МиГ-27. Разработан в 1973 году.
  • МиГ-23БН («изделие 32-23») — истребитель-бомбардировщик. Оснащался двигателем Р-29А-300. Выпускался с 1973 года. Часть самолётов переоборудовалась из МиГ-23М на ремонтных предприятиях. Поставлялся в страны Восточной Европы, Ближнего Востока и на Кубу.
  • МиГ-23К — палубный истребитель (проект). Отличался двигателем Р-100, крылом увеличенной площади, системой дозаправки топливом в воздухе. Разработан в 1976 году.
  • МиГ-23М («изделие 23-11М») — модернизированный фронтовой истребитель. Отличался системой управления вооружением С-23Д-III, двигателем Р-29-300, укороченным хвостовым коком и консалями крыла с отклоняющимся носком. Выпускался с 1972 года на Тушинском машиностроительном заводе.
  • МиГ-23МЛ («изделие 23-12») — облегчённый фронтовой истребитель. Отличался двигателем Р-35-300 и составом оборудования. Впервые применена система ограничения углов атаки. Выпускался в 1976-1985 годах. Поставлялся на экспорт.
  • МиГ-23МЛА — усовершенстванный фронтовой истребитель, по своим возможностям близкий к МиГ-23П. В 1978-1983 годах на заводе «Знамя Труда» изготовлено 1100 самолётов.
  • МиГ-23МЛГ («изделие 23-37») — опытный. Отличался составом оборудования.
  • МиГ-23МЛД («изделие 23-18») — доработанный. Частично усовершенствовано оборудование, усилена конструкция планера. В 1984-1985 годах на заводе «Знамя Труда» изготовлено 66 самолётов. Кроме того, в начале 80-х годов большинство МиГ-23МЛ переоборудовано по типу МиГ-23МЛД.
  • МиГ-23МЛДГ («изделие 23-57») — опытный. Отличался наличием аппаратуры активных помех и составом оборудования.
  • МиГ-23МЛС («изделие 23-47») — опытный. Отличался составом оборудования.
  • МиГ-23МС — экспортный вариант МиГ-23М. Отличался упрощённым БРЭО. Выпускался с 1973 года. Поставлялся в Алжир, Ирак, Сирию и др.
  • МиГ-23МФ — экспортный. От МиГ-23МС оотличался более мощной РЛС. Выпускался с 1977 года. Кроме того, переоборудовалась часть МиГ-23М. Поставлялся странам Варшавского договора.
  • МиГ-23П («изделие 23-14») — перехватчик для ПВО на базе МиГ-23МЛ. Отличался составом оборудования. Выпускался с 1977 года.
  • МиГ-23С — первый серийный вариант. Отличался системой управления вооружением С-21М и ракетами К-13. Первый полёт 21 мая 1969 года. В 1969-1971 годах изготовлено 50 самолётов.
  • МиГ-23УБ («изделие 23-51») — учебно-боевой. Отличался двухместной кабиной. Оснащался двигателем Р-27Ф2М-300. В 1970-1978 годах в Иркутске изготовлено 769 самолётов.
  • МиГ-23УМ — учебно-боевой на базе МиГ-23МЛ. В Иркутске изготовлен 251 самолёт.
  • МиГ-23Ш — штурмовик (проект). Разработан в 1969 году.
  • МиГ-23-98 — модернизированный фронтовой истребитель. Изготовлен в 1999 году.
  • МиГ-23Б-98 — модернизированный истребитель-бомбардировщик.
  • МиГ-23УБ-99 — модернизированный учебно-боевой самолёт.
Читать так же:  Vultee BT-15 VALIANT Учебно-тренировочный самолет

Лётно-технические характеристики

МиГ-23С МиГ-23МЛД Двигатель Р-27Ф2М-300 Р-35-300 Взлётная тяга, кгс:

максимальная бесфорсажная
на форсаже

6900
9990 8550
13000 Габариты, м:

размах крыла при стреловидности 16°
длина с ПВД
высота

13,97
17,1
4,82 13,97
17,1
4,82 Площадь крыла, м2:

при стреловидности 16°
при стреловидности 72°

32,1
29,89 37,35
34,16 Масса, кг:

пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная

10450
15150
16730 10550
15600
18340 Запас топлива, кг — 5500 Скорость, км/ч:

максимальная у земли
максимальная на высоте
взлётная
посадочная

1200
2400

240 1400
2500
280-300
240 Максимальная скороподъёмность, м/с 175 230 Дальность полёта максимальная, км:

без ПТБ
с ПТБ

1800
2300 1650
2250 Практический потолок, м 18000 18500 Максимальная эксплуатационная перегрузка 6,5 8,5 Длина разбега, м

пробега, м

550-700
750 450-850
750 Экипаж, чел. 1 1

Литература

  1. Арсеньев Е., Фомин А. 60 лет конструкторскому бюро им. А.И.Микояна // Авиация и космонавтика. — 1999. — №12. — С. 1-11.
  2. Бабич В.К. Истребители МиГ-23 в ливанской войне // Авиация и Время. — 1999. — №2. — С. 23-25.
  3. Бурдин С. МиГ-23МЛ, П, МЛД. — Минск: «Аэроплан», 1994.
  4. Военная авиация. — Т. 1. — Мн.: «Попурри», 1999. — С. 185-188.
  5. Ильин В.Е. МиГ-23: долгий путь к совершенству // Авиация и Время. — 2000. — №2. — С. 4-24, 36-42.
  6. Каневский А., Попов А. МиГ-23: Штрихи к портрету // Авиация и космонавтика. — 1991. — №7. — С. 20-25.
  7. Котлобовский А.В. Послевоенный ударные самолёты. — Ч. 2. — Киев: «Архив-Пресс», 1997. — С. 23-24.
  8. Левин М.А., Ильин В.Е. Современные истребители. — М.: «Хоббикнига», «Техника — молодёжи», 1994. — С. 70-80.
  9. Ломова И., Тяпкин Н. Истребитель МиГ-23 // Крылья Родины. — 1984. — №9. — С. 18-20.
  10. Марковский В.Ю. «Зубастые» МиГи // М-Хобби. — 2000. — №1. — С. 30-37.
  11. Михелевич И. МиГ-23: штрихи к портрету // Крылья Родины. — 1998. — №6. — С. 9-12.
  12. Молочков В. «Плётка» для «Фантомов»: Истребитель МиГ-23 // Крылья Родины. — 1998. — №5. — С. 21-28.
  13. Мороз С. МиГ-23. — М.: «Экспринт», 2005.
  14. Рябинкин Н.И. Современные боевые самолёты. — Мн.: «Элайда», 1997. — С. 26-30.
  15. Цветков С. 472 иап на защите неба Москвы // Мир авиации. — 1998. — №2. — С. 47-52.
Читать так же:  Военная авиация

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button