Armstrong Whitworth WHITLEY Дальний бомбардировщик

Эту громоздкую и неуклюжую машину трудно спутать с какой-то другой — настолько своеобразны ее очертания. Восемь лет, с1937 по 1945 г., она состояла на вооружении английских ВВС в качестве ночного бомбардировщика, транспортного и патрульного противолодочного самолета, буксировщика десантных планеров. Ее родословная началась в 1931 г, когда британское министерство авиации выдало техническое задание С.26 /31 на военно-транспортный самолет, который при необходимости можно было использовать и как бомбардировщик. За его реализацию взялись фирмы Бристоль, Хендли-Пейдж и Армстронг-Уитворт.

Конструкторы Армстронг-Уитворта во главе с Дж.Ллойдом спроектировали самолет под индексом A.W.23, это был довольно крупный моноплан с низкорасположенным крылом и широким, емким фюзеляжем. Весьма оригинальной являлась конструкция мощного коробчатого лонжерона, впоследствии запатентованная фирмой и использованная на ╚Уитли╩. Ферма, сваренная из стальных труб, закрывалась толстостенной обшивкой из дюраля с крупным гофром. К такому лонжерону присоединялись полунервюры — отдельно передние и задние.

Самолет имел двухкилевое оперение довольно своеобразной схемы. Кили стояли над стабилизатором примерно посередине его размаха и дополнительно поддерживались горизонтальными балками, соединяющими их с фюзеляжем.

В духе времени шасси было выполнено убирающимся. Колеса поднимались гидроцилиндрами вперед и вверх, на две трети втягиваясь в мотогондолы. Частичное выступание колес в: какой-то степени гарантировало от серьезных повреждений при посадке ╚на брюхо╩. На самолете стояли моторы Армстронг-Сиддли ╚Тайгер╩ VII, 14-цилиндровые звездообразные воздушного охлаждения, мощностью в810л.с.

Опытный образец A.W.23 построили к лету 1935 г. 4 июня на нем совершил первый полет шеф-пилот фирмы Армстронг-Уитворт Кэмпбелл-Оурд. Самолет оказался устойчив, хорошо управляем, надежен. 29 июня его продемонстрировали на воздушном параде в Хэндоне. Правда, в ходе испытаний произошли две аварии, но обе закончились относительно благополучно. В первом случае, 9 марта 1936 г., отказал один из моторов. Летчик сел на аэродром, но шасси при этом сложилось, т.к. вышел из строя именно тот двигатель, на котором монтировалась гидропомпа. Во второй раз сорвало большую часть полотна с задней части фюзеляжа (почти весь фюзеляж, крыло и оперение A.W.23 обшивались полотном), но, по уверениям испытателей, на полете это никак не сказалось.

Однако на вооружение A.W.23 так и не приняли. В серию пошли ╚Хэйдли-Пейдж╩ Н.Р.51 (названный ╚Хэрроу╩) и ╚Бристоль 130╩ (╚Бомбей╩). По видимому, сочли, что для эксплуатации в колониях, для которых в первую очередь предназначались эти машины, неубирающееся шасси предпочтительнее.

Опытный A.W.23 передали компании ╚Флайт Рефьюэллинг╩ для экспериментов по дозаправке в воздухе. В фюзеляже поставили дополнительный бензобак, прорезали большой люк снизу и дополнительные бортовые иллюминаторы. A.W.23 в качестве ╚летающего танкера╩ заправлял гидропланы ╚Шорт С╩. Так он использовался до 1938 г., когда его заменили на ╚Хэрроу╩.

Единственный экземпляр A.W.23 уничтожили немецкие бомбардировщики в августе 1940 г. Но еще в начале 1934 г. на его базе подготовили проект A.W.30 — дальнего ночного бомбардировщика, предназначенного для экспорта в Чехословакию. Он отличался более узким фюзеляжем и имел меньший по сравнению с A.W.23 взлетный вес. Однако чехи тогда выбрали французский бомбардировщик Блок MB 200.

A.W.30 также оказался невостребованным, но о нем не забыли. В июле 1934 г. появилось новое задание на тяжелый ночной бомбардировщик — В.3/34. Это было связано с окончательным отказом от ограничений, предлагавшихся на Женевской конференции по разоружению 1932 г. В это время на вооружении королевских ВВС еще сохранялись архаические бомбардировщики-бипланы Виккерс ╚Вирджиния╩, сконструированные еще в 1922 г. Им на смену поступали самолеты Хендпи-Пейдж ╚Хейфорд╩ и Фэйри ╚Хендон╩. Первый являлся бипланом весьма своеобразного облика, а второй — свободнонесущим монопланом с шасси в обтекате-лях-╚штанах╩.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*