Hawker HART Легкий дневной бомбаpдиpовщик

Любители авиации знают, что слава конструктора Сиднея Кэмма началась не с «Харрикейна», а с легкого бомбардировщика «Харт», ставшего основой для большого семействасамолетов различного назначения. В 1920-х и начале 1930-х годов костяком ВВС всех государств являлись одномоторные двух-трехместные бипланы, выполнявшие функции разведчиков, легких бомбардировщиков и тяжелых истребителей. У нас в этой категории в массовых масштабах выпускался Р-1, а затем Р-5, во Франции — «Потэ» 25 и «Бреге» 19, в Нидерландах — «Фоккер» C.V. В Великобритании эту нишу прочно оккупировал «Харт» и машины, созданные на его базе.

В середине 1933-го ими были вооружены в общей сложности 28 эскадрилий Королевских ВВС. Всего в Англии и других странах собрали более 3000 экземпляров — очень много по меркам того времени. Эти самолеты эксплуатировались на суше и на море, в метрополии и в отдаленных колониях, закончив свою карьеру уже в годы Второй мировой войны. Биография «Харта» началась в мае 1926-го, когда английское министерство авиации выдало техническое задание на дневной бомбардировщик под мотор «Фалкон» F.1 в 450 л.с. фирмы «Роллс-Ройс». Руководство «Хаукера» решило участвовать в конкурсе и поручило своему КБ разработать предложения по этому заданию.

Этот коллектив и спроектировал очень изящный двухместный цельнометаллический биплан. Он имел передовую для своего времени конструкцию. Лонжероны крыльев собирались из двух катаных стальных полос со штампованной дюралевой перегородкой между ними. Каркас фюзеляжа сварили из стальных труб и для его ужесточения ввели проволочные растяжки. Полотном обтягивались крыло и большая часть фюзеляжа. Носовая часть последнего обшивалась металлическими листами. Шасси состояло из двух отдельных пирамид с полуосями. Вооружение — неподвижный пулемет «Виккерс» по левому борту фюзеляжа и один «Льюис» на кольцевой турели в задней кабине. Бомбовая нагрузка весом 225 кг располагалась на балках под крылом и фюзеляжем. Самая большая бомба, которую мог поднять самолет, имела калибр 113 кг (250 фунтов). Летчик-наблюдатель осуществлял бомбометание, предварительно заняв лежачее положение.

В таком виде в декабре 1926-го проект представили в министерство авиации. Там его рассмотрели и одобрили. В начале следующего года приступили к изготовлению полноразмерного макета, попутно дорабатывая проект. В течение года облик самолета существенно изменился. I-образные межкрыльные стойки заменили более жесткими и легкими N-образными, колеса поставили на общую ось и ввели масляно-пневматические амортизаторы, от подачи топлива самотеком перешли к перекачке бензонасосом. А самое главное — появился новый мотор, тогда еще опытный, «Роллс-Ройс» F.XIB -будущий «Кестрел». Он был примерно на 25 кг легче и развивал на 30 л.с. больше предшественника.

Осенью 1927-го начали строить первый экземпляр бомбардировщика. В июне следующего года законченный самолет перевезли в Бруклендс, где летчик-испытатель фирмы Баллмен совершил на нем первый полет. После шестимесячных заводских испытаний машина, названная «Харт», прибыла в Мартлшем-Хис, где военные пилоты проверили ее летные данные, оценили устойчивость и управляемость. Одновременно состязались три бомбардировщика, построенные по одному и тому же заданию тремя разными фирмами — «Харт» от «Хаукер», «Энтелоуп» от «Авро» и «Фокс» II от «Фэйри». «Харт» побил соперников по всем статьям — он превосходил и по летным данным, и по управляемости, и по удобству в обслуживании. Если задание требовало скорость 257 км/ч, то бомбардировщик «Хаукер» легко давал 295 км/ч. Результатом стало решение о запуске его в серийное производство. В июне 1929-го появилось техническое задание 9/29, описывающее требования к серии, и одновременно — первый заказ на 15 самолетов. Заказ был небольшим именно из-за высоких данных «Харта» — военные побоялись запускать его сразу в массовую эксплуатацию. Вся партия предназначалась для войсковых испытаний.

В январе 1930-го 12 из 15 первых «Хартов» прибыли в 33-ю эскадрилью Королевских ВВС, которой предстояло их проводить. Еще один самолет морем отправили в Ризалпур (Индия) для эксплуатационных испытаний в тропиках. В том же году на маневрах «Харты» 33-й эскадрильи лихо уходили от истребителей «Сискин». Те, как ни старались, не могли их перехватить. Неудивительно — разница в скорости доходила до 50 км/ч (когда «Харт» шел без бомб). На самолет выдали новые заказы. В феврале 1931-го на «Харты» начала переходить еще одна эскадрилья, 12-я. Вместе с 33-й (уже доведенной до полного комплекта) летом она участвовала в маневрах. Старым истребителям приходилось нелегко в борьбе с «Хартами». В одном случае бомбардировщики прорвались от южного побережья Англии до аэродрома Нортхолт и встретились с истребителями уже после того, как обрушили на ангары груз теннисных мячей (вместо бомб). В итоге «Хартам» противопоставили …»Харты»: ими вооружили одно звено 23-й истребительной эскадрильи.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*