МАИ МАИ-62 Экспериментальный самолет

Легкий экспериментальный самолет МАИ-62 был спроектирован и построен в 1961 — 1962 гг. Конструкторы самолета — студенты В. Рыцарев, И. Авдошин, В. Пушкин, О. Тищенко. Ведущий конструктор А. И. Пьецух. Самолет разрабатывался совместно с АСК МАИ. Он выполнен по схеме «летающее крыло» со стреловидными консолями и центропланом ромбовидной формы, причем стреловидности центроплана и консолей по передней кромке были равными (45╟). Таким образом, передняя кромка была прямой, без изломов. То, что стреловидность задней кромки центроплана была обратной, а максимальная хорда центроплана — довольно большой (4 м), позволяло ожидать хороших взлетно-посадочных характеристик за счет влияния экранного эффекта. Самолет МАИ-62 имел достаточно оригинальную форму крыла в плане, которая, как показали современные исследования, значительно расширяет диапазон скоростей и улучшает летные характеристики. Интегральная схема компоновки (примером которой и является МАИ-62) получила всеобщее признание и стала широко применяться.

Для улучшения продольной устойчивости самолета конструкторам удалось с помощью стреловидных консолей, на концах которых были установлены рули высоты, значительно увеличить плечо горизонтального оперения (до 3,5 м). В месте стыковки консолей к центроплану крепились основные стойки шасси, закрытые обтекателями. К концевым хордам консолей перпендикулярно продольной оси самолета шарнирно крепились горизонтальные рулевые поверхности — рули высоты. На задней кромке консолей между рулями высоты и обтекателями шасси размещались элероны.

Вертикального оперения самолет не имел. Управление у МАИ-62 — как у обычного самолета. Предполагалось, что улучшению путевой устойчивости будет способствовать пилон двигателя, имевший вместе с капотом достаточно большую боковую поверхность. Путевая управляемость обеспечивалась рулевыми поверхностями, которые служили рулями высоты (отклоняясь вверх и вниз) и могли одновременно расщепляться (наподобие закрылка типа «крокодил»). При нажатии на левую педаль рулевые поверхности на левой консоли расщеплялись, аэродинамическое сопротивление увеличивалось и самолет разворачивался влево. При нейтральном положении педалей рулевые поверхности были плотно сжаты без нарушения исходного профиля рулей высоты.

Самолет имел неубирающееся трехколесное шасси с носовым колесом. В носовой части центроплана размещалась закрытая фонарем кабина пилота. Фонарь переходил в комбинированный пилон-капот двигателя с толкающим двухлопастным винтом, выполненным из дюралевых сплавов. На втулке винта устанавливался кок. Самолет имел чистые аэродинамические формы, был изготовлен из дерева с применением дюралюминиевых сплавов. Размеры его сравнительно небольшие: размах крыла 5 м, длина 5,2 м, площадь крыла 6 кв.м, масса конструкции 300 кг, полетная масса 440 кг. Двигатель «Хирт» мощностью 80 л.с. рядный, воздушного охлаждения.

Самолет испытывал А. И. Пьецух в 1965 г. Были пробежки и подлеты, двигатель работал неустойчиво, сильно перегревался, особенно на малой скорости, т.к. не было принудительного обдува потоком от воздушного винта. Самолет экспонировался на Всесоюзной выставке НТТМ и был удостоен медали ВДНХ и Почетного диплома журнала «Техника — молодежи».

 

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*