Статьи

Костиков «302П» Экспериментальный истребитель

Самолет 302П — истребитель с необычной силовой установкой, состоявшей из одного разгонного ЖРД и двух ПВРД, нормальный свободнонесущий низкоплан по схеме. Под хвостовым оперением — ЖРД Л. С. Душкина РД-1400 тягой до 1400 кг; под крылом — два ПВРД конструкции В. С. Зуева. В носу фюзеляжа — две пушки ШВАК и две таких же — под кабиной летчика, а под крылом — выдвижная подвеска для двух PC (РС-82 или РС-132) или двух ФАБ-125.

Таким был самолет по проекту 1940 г., задуманный как первый в мире истребитель с составной реактивной группой. Его разрабатывала группа инженера М. К. Тихонравова под общим руководством А. Г. Костикова — в то время главного инженера РНИИ. Весной 1941 г. проект был доложен и утвержден на техсовете института. После защиты проекта на комиссии ВВА А. Г. Костиков направил проект в НКАП, где 17-18 июля 1942 г. он был утвержден на комиссии: С. А. Христианович, А. В. Чесалов, С. Н. Шишкин, В. И. Поликовский и др.

Во второй половине 1942 г. А. Г. Костиков ознакомил с проектом К. Е. Ворошилова. В тот же день на приеме у Сталина проект «302» был утвержден, а сам Костиков был назначен Главным конструктором ОКБ-55 и директором опытного завода. Начальником ОКБ стал М. Р. Бисноват, заместителем — А. А. Андреев. Для расчетов на прочность пригласили В. Д. Яровицкого, а аэродинамическими расчетами ведал М. К. Тихонравов.

К весне 1943 г. выявилось отставание от графика с выпуском ПВРД Зуева — они были закончены лишь в виде моделей в половину натуральной величины и полных испытаний не проходили. ЖРД Душкина Д-1-А тягой 1100 кгс с дополнительной камерой 450 кгс еще не был готов и только начал огневые испытания.

Читать так же:  North American BT-9 Учебно-тренировочный самолет

В виде планера ракетный перехватчик, получивший обозначение «302П», в конце августа 1943 г. поступил на испытания в ЛИИ. Там он был всесторонне изучен в нескольких десятках полетов на буксире за Ту-2 и Б-25. По летной оценке С. Н. Анохина, самолет «302П» был исключительно устойчив и управляем по всем осям, хорошо скользил, выполнял «бочки», был прост на посадке после отцепки от буксировщика. М. Л. Галлай, бывший на «302П» в облете, называл машину «эталоном». Подобную оценку давал второй летчик облета Б. Н. Кудрин и ведущий инженер по испытаниям В. Н. Елагин. Установленная на испытаниях посадочная скорость 115- 120 км/ч отвечала нормальному режиму посадки перехватчика. Во время продувок в трубе Т-104 ЦАГИ было достигнуто аэродинамическое качество К=15.

Конструкция самолета деревянная, крыло (профили RAF-34 15 % в корне и NACA-230 8 % на концах) и оперение — с фанерной обшивкой, фюзеляж — монокок. Выполнен был самолет очень чисто и был приятен в пилотировании. Шасси убиралось гидросистемой.

Первый вариант силовой установки (ЖРД и 2ПВРД) предполагал наибольшую скорость «302» — 900 км/ч, потолок — 9000 м и время его набора — 2 мин.

В 1944 году государственная комиссия возглавляемая А.С.Яковлевым приняла решение отказаться от производства самолета 302П. Однако работы над самолетом не пропали даром — некоторые конструктивные решения фюзеляжа и аэродинамические тесты использовал С.М.Алексеев при конструировании истребителей И-211 и И-215.

 

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button