VTEM BannersVTEM BannersVTEM Banners


Трижды Герой Советского Союза летчик-истребитель Иван Никитич Кожедуб

Иван Никитич Кожедуб родился 8 июня 1920 года на Украине в селе Ображеевка, Шосткинского района на Сумщине в семье крестьянина.

Окончив школу, в 1934 году Кожедуб поступает в Шосткенский химико-технологический техникум, где параллельно обучается летному делу в Шосткинском аэроклубе. В 1940 году, по окончанию техникума, будучи призван на военную службу в ряды Красной Армии, поступает в Чугуевскую летную школу. За отличную учебу в 1941 году Иван Никитич получает квалификацию боевого пилота. Благодаря своему таланту, молодого пилота оставляют в летной школе на должности пилота-инструктора.

 

22 июня 1941 года началась война, из-за стремительного продвижения немецких войск по территории СССР, летную школу с инструкторским составом эвакуируют в Среднюю Азию, г. Чимкент. Несмотря на огромное желание попасть на фронт, Кожедуб не может добиться разрешения, и только лишь в ноябре 1942 года Иван Никитич прибыл в г. Иваново, где формировался 240 истребительный авиационный полк (ИАП) 302 истребительной авиационной дивизий (ИАД).
В марте 1943 года 240 ИАП передается Воронежскому фронту.
После двух лет ожиданий Иван Никитин попадает в действующую армию. Его первый бой чуть не закончился гибелью пилота, самолет который пилотировал Коже дуб, был поврежден очередью из пушек М-109. Жизнь пилоту спасла бронеспинка кабины. При возвращении на базу, самолет обстреляли зенитчики, принявший Ла-5 за М-109. Тогда в самолет попало два снаряда, но, несмотря на это, летчику удалось посадить подбитую машину. В связи с тем, что самолет восстановлению не подлежал, Иван Никитину пришлось летать на свободных самолетах эскадрильи.
Свой первый самолет Кожедуб сбил на Курской дуге 6 июля 1943 года. Это был пикирующий бомбардировщик J-87. на протяжении двух следующих дней были сбиты еще три немецких самолета: один J-87 и два Bf-109.
4 февраля 1944 года Иван Никитич Кожедубу было присвоено первое звание «Герой Советского Союза». На счету молодого героя было 146 боевых вылетов и 20 сбитых самолетов.
Весной 1944 года Иван Никитич воюет на Ла-5ФН с бортовым номером 14. Этот самолет был построен на пожертвования колхозника Конева В.В. из Сталинградской области.
19 августа 1944 года, будучи на должности заместителя командира 176 гвардейского авиационного полка, в звании капитана, за 48 сбитых самолетов в 256 вылетах, Иван Никитич Кожедубу присвоено второй раз звание «Герой Советского Союза».
В конце войны личный счет сбитых самолетов противника был доведен до 62 самолетов противника, одним из которых был реактивный истребитель Ме-262, а также два самолета союзников Р-51, принявших самолет Кожедуба за самолет противника. Благодаря своему таланту и меткой стрельбе, совершив 330 боевых вылетов и проведя 120 боев, Кожедуб ни разу не был сбит.
Свою третью звезду Героя, Кожедуб получил 18 августа 1945 года, будучи в звании гвардии майор.
По окончанию войны, Кожедуб поступил в Военно-воздушную академию имени Жуковского, продолжая осваивать новый реактивный самолет МиГ-15.
С началом Корейской войны, Советский Союз направляет своих лучших боевых пилотов для борьбы с Пятым воздушным флотом США. Наши летчики летали на реактивных самолетах МиГ-15 с китайскими опознавательными знаками. В 1951 году прославленный ас Второй Мировой войны Кожедуб Иван Никитич направлен командующим 324 ИАП в Северную Корею. В период с апреля 1951 года по январь 1952 года дивизия одержала 216 побед в воздухе, потери дивизии составили 27 машин, при этом 9 пилотов погибло.
В 1974 году присвоено звание генерал-полковника авиации.
В 1985 году присвоено звание Маршал авиации.
Скончался Иван Никитич Кожедуб в 8 августа 1991 году в возрасте 71 года, похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

 

Полезно знать

История военной авиации. Это интересно!

News image
С изобретением первого летательного средства, человечество вышло на новый уровень жизни. Самолет стал удобным и быстрым средством путешествия, ...
Читать...

Первый советский реактивный истребитель

News image
24 апреля 1946 года состоялся первый полёт первого советского реактивного истребителя МиГ-9 (Fargo – по натовской классификации).   Ещё во ...
Читать...