VTEM BannersVTEM BannersVTEM Banners


Реликт времен холодной войны возвращается

От широких тихоокеанских просторов до льдов Арктики – всюду чувствуется, что русский медведь вернулся и, как и в годы холодной войны, играет в кошки-мышки в воздухе с американскими, британскими и канадскими военными самолетами. Официальные представители НАТО отмечают, что учащаются дальние полеты российских бомбардировщиков Ту-95 – неуклюжих турбореактивных самолетов, известных в НАТО под кодовым наименованием «Медведь». Так, на этой неделе «Медведи» пролетели над базой ВМФ США на острове Гуам в Тихом океане, а в июле помаячили в непосредственной близости от воздушной границы Великобритании над Северным морем.



Если говорить о канадской части Арктики и районах у закованного льдами северного побережья Аляски, то все это время российские бомбардировщики никогда не переставали подлетать к границе воздушного пространства Канады и США, чтобы проверить на эффективность радары и ответные действия перехватчиков НОРАД (NORAD) – Объединенной системы противовоздушной обороны североамериканского континента, организованной совместно ВВС Канады и США.

После распада СССР эти полеты стали совершаться лишь 1-2 раза в год, поскольку российские вооруженные силы страдали от недофинансирования, дефицита квалифицированных летчиков и механиков и нехватки нового оборудования. Но теперь, когда российские вооруженные силы получают финансовые вливания и, по-видимому, приказ возродить мощь и престиж России, пилоты и наземный персонал НОРАД готовятся к учащению визитов могучих четырехмоторных бомбардировщиков, которые могут иметь на вооружении атомные бомбы и крылатые ракеты «воздух-земля». Тогда как в альянсе возобновление дальних перелетов к границам воздушного пространства НАТО – иногда даже с их пересечением – вызывает тревогу, российские генералы открыто хвастаются новым способом поигрывания военными мускулами, которые накачивает их страна.

На этой неделе бомбардировщик «Медведь» пролетел над американской военной базой на острове Гуам в Тихом океане и «обменялся улыбками» с американскими пилотами, поднятыми по тревоге, чтобы погнаться за ним, сообщил генерал-майор Павел Андросов, командующий подразделением Дальней авиации в составе российских ВВС.

Вчера генерал-майор Андросов сказал на пресс-конференции в Москве, что 13-часовой перелет до Гуама – это «традиция нашей дальней авиации летать далеко над океаном, где летчики встречали американские самолеты и визуально приветствовали американских пилотов».

В среду «мы возобновили эту традицию», продолжал он. «Я полагаю, что мы достигли цели: мы встретили наших коллег – пилотов истребителей, поднявшихся с американского авианосца. Мы обменялись улыбками и вернулись домой».

Генерал-майор Андросов сказал, что его бомбардировщики будут проводить в воздухе больше времени и пообещал, что благодаря дополнительному финансированию от Владимира Путина, российского президента, дальние перелеты будут совершаться чаще. По словам генерала, при Путине авиация дальнего действия больше не имеет недостатка в топливе, текущий уход и ремонт самолетов налажены лучше, а зарплата намного выросла – в том числе потому, что кремлевский лидер однажды совершил пятичасовой вылет в составе экипажа бомбардировщика Ту.

По словам генерал-лейтенанта Игоря Хворова, президент познакомился с работой пилотов на собственном опыте, приложив усилия. Хворов также заметил, что Западу придется смириться с тем, что Россия утверждает свою геополитическую мощь на всей планете. Но, добавил Хворов, он сам ничего необычного в этом не видит: такова обычная практика.

В начале этого месяца истребители британских ВВС Tornado дважды были вынуждены взлетать по тревоге после того, как бомбардировщики Ту-95 приближались к воздушным рубежам Великобритании. А высшее командование российского флота тем временем – впервые после окончания холодной войны – призвало создать на Средиземном море постоянную военно-морскую базу – скорее всего, в сирийском порту Тартус.

Все это напоминает разгар холодной войны, когда советское командование регулярно посылало свои массивные бомбардировщики «Медведь» к границам воздушного пространства США, Канады или других стран НАТО. Американские и канадские истребители часто (иногда по несколько раз в месяц) взлетали по тревоге, особенно в Арктике, чтобы встретить русские самолеты, летящие вдоль северных границ, и сопроводить их.

Джон Томпсон, президент аналитического центра по вопросам обороны и безопасности Mackenzie Institute, работающего в Торонто, говорит, что Россия, по-видимому, твердо намерена повторить ошибки СССР. «Советский Союз развалился, потому что не мог содержать вооруженные силы, которые создал, – говорит он. – Теперь у русских появилось немножко денег и много самонадеянности, и они совершают ту же ошибку: больше тратят на свои вооруженные силы и пытаются вести себя, как сверхдержава… но им это не по карману. Это позерство».

Томпсон сказал, что визиты российских бомбардировщиков не представляют непосредственной угрозы для стран НАТО, в том числе потому, что российские вооруженные силы – особенно ВВС – все еще обходятся техникой советских времен, в том числе бомбардировщиками «Медведь», которые сконструированы более 40 лет назад и, как ожидается, останутся в строю еще, как минимум, 30. «В мире, видимо, нет другого такого самолета, который бы так шумел или так крупно отображался на экране радара, – заметил он. – Даже не знаю, чего они пытаются добиться всеми этими полетами».

Однако любое учащение полетов российских самолетов над Арктикой может подорвать претензии Канады на значительную часть территории Севера.

Канаде нельзя спокойно взирать на любые признаки активизации деятельности России на Севере, сказал Томпсон. «Если вы не подниметесь в воздух и не экскортируете эти бомбардировщики за пределы вашего воздушного пространства, они начнут вести себя в вашем пространстве, как хозяева», – отметил он.

Но параллельно с тем, как Россия восстанавливает свой парк бомбардировщиков, канадские ВВС сокращают свою численность.

ВВС Канады находятся на финальной стадии многомиллионной программы модернизации своих истребителей CF-18 Hornet, касающейся их переоснащения более современным электронным оборудованием, радарами и вооружением. Но модернизируются лишь 80 из 100 истребителей, а один из четырех отрядов истребителей в Канаде уже расформирован.

 

Полезно знать

История военной авиации. Это интересно!

News image
С изобретением первого летательного средства, человечество вышло на новый уровень жизни. Самолет стал удобным и быстрым средством путешествия, ...
Читать...

Первый советский реактивный истребитель

News image
24 апреля 1946 года состоялся первый полёт первого советского реактивного истребителя МиГ-9 (Fargo – по натовской классификации).   Ещё во ...
Читать...