Небо «над Холодной войной»
На протяжении практически всего периода Холодной войны Соединенные Штаты с союзниками вели постоянную разведывательную деятельность против СССР. Эти компании сопровождались нарушением как морских и сухопутных, так и воздушных границ. В это время имели место и тривиальные провокации. Со своей стороны СССР всеми возможными способами и средствами давал отпор, что очень часто приводило к полноценным сражениям, хоть и не большого масштаба. Чаще всего такие «боевые действия» происходили в воздухе.
В память о союзных взаимоотношениях между СССР и США в закончившейся войне, американцы считали позволительным для себя довольно свободно использовать воздушное пространство в районе проведения боевых действий. Это приводило к частому появлению американских самолетов рядом с кораблями и военными базами СССР. Конечно, нужно учитывать, что рядовые американские пилоты, скорее всего, не заботились о нюансах большой политики и считали, что фронтовое братство так и сохранилось. К этому времени руководство обеих стран уже начало искать поводы для конфликтов и нашли их очень быстро.
В конце мая 1945 года из зенитных установок флота Тихоокеанского бассейна был открыт огонь по двум В-24 ВВС Америки в районе Камчатки. Аналогичный конфликт произошел в этом же районе 11 июля 45-го года, но теперь уже с американским Р-38. В обоих случаях огонь из орудий Советского Союза велся не на поражение. 7 августа 1945 года два самолета воздушных сил Соединенных штатов открыли огонь по двум советским катерам в районе острова Камень Гаврюшкин (Камчатка). В итоге этого нападения было убито 8 и ранено 14 человек экипажей этих катеров. Можно предположить, что американские пилоты просто приняли катера Советов за японские, но кровавый счет Холодной войны был открыт.
Сентябрь 1945 года постоянно ознаменовывался подобными нарушениями, но многие аналогичные ситуации американское командование объясняло военными операциями против Японии и ошибками их летчиков.
Первый бой в 1945г. произошел именно на Дальнем Востоке. Причиной являлось принуждение одного американского бомбардировщика к посадке. В это время на территории Кореи стояли как советские, так и американские войска. Над городом Хамхын, в котором находилась одна из авиабаз СССР, нарушая договоренность о коридоре, пролетали американские самолеты. Они направлялись в Манчжурию за своими пленными. Советское командование закрыло на это глаза из-за свежей памяти о недавнем сотрудничестве в войне, но прибывшая комиссия потребовала незамедлительно принять меры по полному пресечению этих полетов. Когда очередной самолет ВВС США пролетал над этой территорией, то он был тут же перехвачен четырьмя истребителями Р-39 под названием «Аэрокобра», которые потребовали его посадки.
Изначально экипаж американского бомбардировщика В-29 отказался подчиниться этому требованию, но после того, как один из истребителей СССР открыл по нему огонь и вывел из строя один из двигателей, то пилоты быстро посадили свой самолет на базе. Огонь открывали прицельно по двигателям и пострадавших из экипажа бомбардировщика не было. Машина была переправлена в Москву для проведения исследований и испытаний, а американцы были интернированы. Для полной картины необходимо заметить, что американский самолет по советским истребителям огонь не открывал. Командир американской «крепости» был искренне удивлен на допросе, когда его спросили о причинах такого поведения.
В следующие года факты нарушения советской воздушной границы с боевыми действиями стали более частыми, а их последствия носили более трагичный и кровавый характер.