F-16 Fighting Falcon и МИГ-23 против F-15 и F-16

F-16 Fighting Falcon и МИГ-23 против F-15 и F-16

Описание:
Назначение: многоцелевой истребитель
Экипаж, чел.: 1
Первый полет: 20 января 1974 года
Начало эксплуатации: в 1975 году
Производитель: General Dynamics (теперь Lockheed Martin)
Размеры:
Длина: 15,03 м
Размах крыльев: 9,45 м
Высота: 5,09 м
Площадь крыльев: 27,874 ме
Масса:
Пустой: 7400 кг
Снаряженный: … кг
Макс. взлетная: 17100 кг
Силовая

установка:
Двигатели: 1 ТРДДФ Pratt Whitney F100-PW-200
Тяга (мощность): 65,3 КН /106,0 КН номинальная/форсаж
Характеристики:
Макс. скорость: 2120 км/ч
Боевой радиус: 580 км
Дальность полета: … км
Практический потолок: 16500 м
Скороподъемность: свыше 300 м/мин
Вооружение:
Пушечное вооружение 1 20-миллиметровая пушка «Вулкан» с вращающимся блоком стволов
Кол-во точек подвески 9
Масса подвесных элементов 5400
Подвесные вооружения УР различного назначения

F-16 Fighting Falcon — современный многофункциональный легкий истребитель, разработанный компанией General Dynamics в США. В 1993 General Dynamics продала свой авиастроительный бизнес Lockheed Corporation (в настоящее время — Lockheed Martin). Благодаря своей универсальности Falcon»ы пользуются успехом на международном рынке вооружений, состоя на вооружении 24 стран. F-16 — это самый большой и, вероятно, наиболее значительный западный проект в области истребительной авиации. К настоящему времени построено свыше 4000 машин. Хотя F-16 больше не строится для ВВС США, он все еще производится на экспорт.

Эксплуатация в ВВС США

Первый полет прототип под обозначением YF-16 совершил 20 января 1974 г., а ужо в следующем году появился F-16A, а в 1977 г. — двухместный F-16B. В соответствии с серией «Блок 15» (программа ступенчатой модернизации), самолеты этих вариантов оборудованы стабилизатором увеличенной площади. Программа совершенствования F-16 принята так же Бельгией, Данией, Нидерландами, Норвегией и США. Согласно стандарту «Блок 15», были улучшены все ранее выпущенные машины, на которых установлены новая РЛС AGP-66 (V2A) и индикатор на лобовом стекле. С октября 1986г. ВВС США, приступили к модернизации 270ти F-16A/B по программе ADF для переоборудования самолетов в истребители-перехватчики ПВО. Эти машины получили усовершенствованную РЛС, способную отслеживать мелкие цели, и ПУ для ракет AIM-7 «Sparrow», способной поражать объекты за пределами визуальной видимости. F-16 ПВО могут нести 6 УР AIM-120, AIM-7 или AIM-9 класса «воздух-воздух».

Перспективные программы

Программы дальнейшего совершенствования F-16 включают CCV (самолеты с конфигурацией, определяемой системой управления) и AFTI — экспериментальная машина с тройной цифровой системой управления полетом и большими подфюзеляжными гребнями. F-16XL бесхвостовой схемы, мог иметь мощное вооружение большую дальность полета и лучшую маневренность по сравнению с исходным F-16. Первый полет нового самолета состоялся в июле 1982 г., однако летные испытания по этой программе были свернуты в конце 80-ч гг. по инициативе ВВС США, а два построенных самолета были переданы NASA для исследовательских целей.

«Night Falcon» и серия «Блок 50»

С декабря 1988 г. начался выпуск серии «Блок 40/42» «Night Falcon» с контейнерами прицельно-навигационной маловысотной системы LANTIRN, РЛС APG-68V, цифровой системой управления полетом и системой автоматического следования рельефу местности. «Night Falcon» может нести УР AGM-88B. С увеличением количества оборудования повысился взлетный вес самолета, что повлекло за собой усиление шасси. С декабря 1991 г. стали выпускаться серии «Блок 50» и «Блок 52». Эти машины имеют РЛС APG-68, новый ИЛС, совмещенный с системой ночного видения, более мощную ЭВМ, а также устройства разбрасывания диполей ИК ловушек. Эти последние варианты F-16 оборудованы двигателями F110-GE-229 и F100-PW-220.

Экспортные варианты F-16

F-16 поставлялись в Бахрейн, Египет, Израиль, Южную Корею и Турцию. По лицензии некоторые серии F-16 производятся в Корее и Турции. Большое количество самолетов этого типа поставлявшихся в Израиль, имеет более выпуклую верхнюю часть фюзеляжа, где размещается израильская авионика. Также специально для ВВС Израиля разработана модификация F-16I.

*********************************
F-16 Fighting Falcon и МИГ-23 против F-15 и F-16 МИГ-23 против F-15 и F-16

В июне 1982 года началось очередное вооруженное столкновение на Ближнем Востоке. Израильские и сирийские войска вели боевые действия на территории третьего государства — Ливана. Как и молниеносная война 1967 года, конфликт продолжался всего шесть дней. Обе стороны использовали в войне реактивные самолеты третьего поколения.

После октябрьской войны 1973 года, где МИГ-21 вел противоборство с «Миражом», израильские ВВС пополнились истребителями «завоевания превосходства» F-15 и F-16, а также комплексами ВКП-ДРЛО «Хокай». А в сирийские ВВС, кроме высотного перехватчика МИГ-25, поступили самолеты МИГ-23 в вариантах маловысотного перехватчика (МФ) и истребителя- бомбардировщика (БН), а также самолеты Су-22 (экспортный вариант Су-17).

В конце 1981-го встреча МИГ-23 МФ с израильскими F-15 и F-16 стала неизбежной. Следовало подготовить летный состав, переучившийся с самолетов МИГ-21, к боевым действиям. По решению сирийского командования была создана группа специалистов. Мы получили в свое распоряжение самолеты, летчиков, отрабатывавших к этому времени групповую слетанность на новом истребителе, бригадный командный пункт с боевым расчетом и неограниченный запас топлива.

Подготовка велась ускоренными темпами. Надо было разработать программный документ — «Курс подготовки к бою», провести наземные занятия с обязательными показами в воздухе. Одним словом, предстояло ответить на главный вопрос: как правильно воевать с конкретным противником. Необходимой летчику увязки техники с тактикой ни в одном нашем пособии не нашлось. «Легкий» F-16 не имел оружия средней дальности, поэтому в способах ведения боя не сильно отличался от известного уже «Миража». Тактика F-15 частично была известна из опыта двух групповых боев с МИГ-21 над Ливаном в 1979 году. Однако там еще не появились признаки всеракурсности -атаки с любого направления с применением новых ракет средней дальности. С разработкой «Курса», казалось бы, больших препятствий не предвиделось: достаточно взять действующий и сделать необходимые поправки. Но тактический раздел ограничивался там атаками одиночной не маневрирующей цели (в заднюю и переднюю полусферы). Предполагалось, очевидно, что противник будет добровольно изображать собой мишень. По и раньше летчики F-15 стремились маневрировать и действовать в группе.

Обращение к опыту помогло мало: выработанная во Вьетнаме тактика скрытных ракетных атак на догоне в изменившейся обстановке теряла свою практическую ценность Сравнение боевых возможностей будущих противников показывало, что МИГ-23, имевший меньшую тяговооруженность и большую нагрузку на крыло, уступал F-15 в скорости разворота в любой плоскости. Преимуществ в огне (в дальности разрешенного пуска ракет с радиолокационным наведением) тоже не было. Ситуация напоминала начало Великой Отечественной войны, когда наш И-16 боролся с «мессершмиттом». После рассмотрения всех возможных вариантов пришлось остановиться на возмещении качества количеством.

Облет разработанных вариантов разделялся на две ступени. Первая — освоение элементов всеракурсного боя с подыгрышем. Вторая ступень — совмещение маневра с огнем — прицеливанием и имитацией пуска раке г. Вспомнилось, что еще Покрышкин. и Кожедуб предупреждали: воздушный боец — это пилотажник и стрелок, первого без второго не бывает. Встречную атаку маневрирующей (в ограниченных пределах) цели покорить удалось не всем. Причина в явном различии применения пушек и тепловых ракет в ближнем бою и прицельных пусков ракет (с радиолокационным полуактивным наведением) во всеракурсном бою. Хотя в теории вроде бы особых неясностей не оставалось.

Летчики, закончившие этапы наземного и воздушного обучения, овладели несколькими типовыми (оборонительными и наступательными) приемами, а также знали вызывающие их ситуации. Модели уточнялись по шести лучшим результатам. Показавшие их летчики вошли в первую группу выпускников. Тогда и выявились истинные лидеры (в сирийских ВВС к лидерам проявляется особое уважение). Забегая вперед, отметим, что они же имели лучшие показатели в реальных боях.

МИГ-23 МФ — маловысотный перехватчик, и это определяло тактику, основой которой являлась обеспечиваемая другими экипажами встречная атака с малой высоты, обеспечивавший атаку получал функции демонстративного или обзорного. В первом случае он, образно говоря, ходит по лезвию бритвы, позволяя захватить себя на сопровождение, но не допуская захода в зону пуска. Учитывалось, что F-15 сопровождал только одну цель, закрепляя на ней узкий луч бортовой РЛС подсвета до момента подрыва ракеты. Это использовал ударный экипаж, на короткое время выходивший из-под контроля противника. Обзорный же назначался при действиях вне радиолокационного поля своих РЛС. Его обязанностью было первым обнаружить противника и дать целеуказание ударному, скрывавшемуся на малой высоте.

Недостаточная мощь огня заставляла поддерживать атаку и третьем самолетом (резервным). Он вводился в боевой порядок после оценки сложившейся воздушной обстановки. Учитывалось, что у F-15 также есть резерв, но он остается глубоко в тылу и подтягивается к очагу боя по указанию ВКП «Хокай».

Третий этап подготовки воспроизводил обстановку будущего боя. За свободно действующего противника играли наши советники-инструкторы, детально изучившие самолет F- 15 и его повадки. Они же оценивали полеты обучаемых после совместного дешифрирования фотопленки. Закончить третий этап подготовки помешало начало войны.

В какой обстановке разворачивались реальные бои? Сигналом тревоги служил выход израильских комплексов ВКП-ДРЛО к берегам Ливана над нейтральными водами. Вместе с ними в неподвижный эшелон сил обеспечения включались поставщики помех «Боинг-707». Непосредственное прикрытие безоружных тяжелых самолетов осуществляла пара или звено F-15. Все они располагались в диапазоне средних высот и наблюдались сирийскими РЛС.

Далее на траверз Бейрута выдвигался подвижный заслон — обычно два звена истребителей F- 15 и F-16. Зоны дежурства располагались ближе к берегу, но на безопасном удалении от рубежа огня зенитных средств. Формирование боевой обстановки завершалось выходом к наземным целям ударного эшелона, составными элементами которого были звенья «Фантомов», построенных в колонну. Впереди — группа прорыва ПВО, за ней — носители высокоточного управляемого оружия и, наконец, бомбардировщики с неуправляемыми боеприпасами. Израильские самолеты следовали морем на высоте примерно 2.000 м, поэтому они не обнаруживались сирийскими РЛС в диапазоне высот до 3.000 м из-за горного хребта.

Перехватчики МИГ-23 должны были прорываться к израильским бомбардировщикам и воспрещать их удар. По во всех разработанных вариантах прорыва выпадал важный тактический элемент -скрытность. После взлета, едва поднявшись на высоту 100 м, самолеты МИГ-23 засвечивались израильскими ВКП «Хокай». Чтобы не раскрывать противнику свой численный состав, тройка (пара) МИГ-23 смыкалась вплотную и наблюдалась на экране РЛС как одна метка. На расчетном рубеже происходило размыкание, причем ударный самолет снижался почти вертикально (этот маневр не отслеживался РЛС противника). Далее в действие вводился один из отработанных вариантов. Плановые ходы должны были завершаться встречной ракетной атакой ударного экипажа снизу. Если атака срывалась, то группе рекомендовалось возвращаться на свою территорию.

Эскадрилья истребителей МИГ-23 МФ за шесть дней ливанской войны совершила 52 самолето-вылета, провела семь воздушных боев. Сирийское командование подтвердило факт уничтожения 6 израильских самолетов, свои потери — также шесть самолетов (два летчика погибли). Причем три МИГа были сбиты в ходе прикрытия объектов в Ливане способом дежурства в воздухе. Размещенные в долине Бекаа зенитные ракетные комплексы, окруженные горами, имели ограниченную зону радиолокационного обнаружения, что и должны были возместить воздушные патрули. Простиравшаяся под ними «слепая» область в обзоре наземных РЛС скрывала атаковавших снизу израильских истребителей. Времени предпринять оборонительный маневр не было.

Причиной потери еще трех самолетов МИГ-23 было затягивание их в ближний маневренный бой после первой встречной атаки. Противник в этой ситуации подтягивал по указанию ВКП горячий резерв. Также израильтяне в очередной раз отошли от устоявшихся шаблонов. После обнаружения сирийских МИГ-23 ВКП «Хокай» наводил на них первыми не «дальнобойные» F-15, a легкие истребители F-16 с оружием малой дальности. Звено F-16 по парам, вытягивавшимся в колонну, снижались на малую высоту, затем первая пара расходилась на одиночки, которые окружали МИГ-23 с двух сторон, угрожая атакой с задней полусферы (прием «сэндвич»). Для МИГ-23 оставались невыгодные варианты: выйти из боя и вернуться на свою территорию или вступить в ближний бой с противником, превосходящим в маневренности. В случае же продолжения полета в район нанесения удара израильскими бомбардировщиками нависала явная угроза атаки в лоб истребителями F-15 с применением ракет средней дальности.

В ливанской войне приоритетным показателем, влиявшим на результаты боев, оказалось качество (в отличие от Вьетнама, где важнейшую роль играло количество). Ввод в бой МИГ-23 осуществлялся осторожно, после тщательной оценки воздушной обстановки и выявления благоприятных условии. В меньшей степени исполнителей сдерживали факторы «техника» и «оружие», в большей — информационный голод. Без воздушных командных пунктов, с устаревшими средствами боевого управления руководить новыми самолетами во всеракурсном бою было трудно. Вслепую, за пределами своего радиолокационного поля (но в пределах радиолокационного поля противника) предыдущим поколениям МИГов воевать еще не приходилось. Участники событий воочию убедились в следующем: можно иметь самолет, оружие, летчика, но не иметь данных о противнике, изготовившемся к бою. Тогда все заложенные в боевой комплекс возможности остаются нереализованными.
Владимир БАБИЧ, военный летчик 1-го класса, кандидат военных наук.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*