Грибовский Г-27 Учебно-тренировочный самолет
Во второй половине тридцатых годов на вооружение советских Военно-Воздушных Сил стали поступать новые скоростные бомбардировщики СБ, ДБ-3 и другие. Естественно, что для обучения летчиков и штурманов технике пилотирования новых машин и особенностям боевого применения их оружия потребовались соответствующие учебно-тренировочные машины, более дешевые в производстве и эксплуатации, чем боевые самолеты. Один из таких учебно-тренировочных бомбардировщиков разработал и построил на Планерном заводе Осоавиахима конструкторский коллектив, возглавляемый В.К.Грибовским. Новый самолет, получивший обозначение Г-27, представлял собой двухмоторный свободнонесущий моноплан деревянной конструкции. Фюзеляж самолета типа монокок с фанерной обшивкой. В его носовой остекленной части оборудована кабина штурмана. За ней — двухместная закрытая кабина летчиков. Ее плексигласовый фонарь открывался в бок. В соответствии с основным назначением самолета в его центроплане, между лонжеронами, конструкторы разместили бомбовый люк.
Небольшое двухлонжеронное деревянное крыло площадью всего 17 м2 имело удлинение 6,62, а среднюю аэродинамическую хорду 1,62 м. До первого лонжерона носок крыла обшивался фанерой, а от первого лонжерона до задней кромки — перкалем. Удельная нагрузка на крыло у Г-27 была больше, чем у других учебно-тренировочных самолетов — 84 кг/м2. Однако расположенные на крыле щитки площадью 1,53 м2 позволили довести посадочную скорость самолета всего до 80 км/ч. Установленные на элеронах и рулях триммеры снизили усилия на ручке управления и педалях. Двухстоечное неубирающееся шасси имело хвостовое колесо. Основные колеса для улучшения общей аэродинамики конструкторы закрыли обтекателями. При эксплуатации самолета на заснеженных аэродромах колесное шасси можно было заменить лыжным.
На первом экземпляре опытного Г-27 силовая установка состояла из двух двигателей М-11 мощностью 100 л.с. с винтами фиксированного шага. Самолет был рассчитан и на установку двух двигателей также воздушного охлаждения М-11Е мощностью по 150 л.с. Они обеспечивали заметное улучшение всех летных характеристик. Характерной особенностью нового учебно-тренировочного бомбардировщика были очень малые, даже меньше чем у широко распространенного У-2, размеры и вес.
В ходе летных испытаний, начатых летчиком Н.Федосеевым, учебно-тренировочный бомбардировщик показал хорошие данные. При взлетном весе 1430 кг (вес пустого 900 кг) скорость Г-27 достигала 250 км/ч, практический потолок — 5000 м. Для трехместной машины с силовой установкой мощностью всего 200 л.с. такая скорость свидетельствовала о том, что конструкторы удачно решили многие задачи общей аэродинамики самолета. Но Г-27, как отметили все испытатели, оказался весьма строгим в пилотировании. Для учебно-тренировочной машины это — серьезный недостаток, и конструкторам было предложено в ходе доводки самолета устранить его.
К сожалению, выполнить рекомендации испытателей конструкторы не могли. Планерный завод был закрыт, а руководитель коллектива назначен на другую работу. Однако опыт разработки легкого учебно-тренировочного бомбардировщика не пропал даром. Его широко использовали при проектировании другого самолета такого же назначения и в определенной степени при разработке многоместного планера, принятого в годы Великой Отечественной войны в серийное производство под обозначением Г-11.