Junkers Ju.52 Cредний бомбардировщик-транспортный самолет

Громоздкий и угловатый старичок Ju.52/Зm, чья служба в качестве первого бомбардировщика когда-то секретных люфтваффе уже отошла в историю, к началу 2-ой мировой войны, казалось, полностью утратил какой-либо боевой потенциал. Hо эта непритязательная комбинация гофрированной обшивки, неубираемых стоек шасси и трех моторов воздушного охлаждения, известная в люфтваффе и в вермахте под прозвищем «Тетушка Ю», сыграла в течение войны более важную роль, чем многие «настоящие» боевые самолеты.

Спроектированный Эрнстом Цинделем, Ju.52/Зm представлял собой завершение линии цельнометаллических транспортных самолетов, начатой концерном «Юнкерса» в 1919г. Фактически это был трехдвигательный вариант одномоторного Ju.52/1m, полетевшего 13 октября 1930г. Первый Ju.52/3m (#4007) был седьмым Ju.52/1m, оснащенным тремя моторами «Пратт-Уитни» Он полетел в апреле 1931г. Успех испытаний привел к решению сосредоточиться на доводке только трехмоторного варианта. Все планеры самолетов, уже находящиеся на сборочной линии в Дессау, были переделаны под три двигателя. В 1932г. первые из них (#4008 и #4009) под обозначением ju.52/Зm-dе были поставлены «Ллойд аэро Боливиано». Они отличались отсутствием капотирования двигателей и колес шасси. Их получили новые Ju.52/3m-cе, которые поступали весной-летом 1932г. в «АД аэротранспорт», «Аэро О/Y» и «Дойче Люфтганзу», причем, поставленные «АД аэротранспорту» (#4017) и «Аеро О/Y» (#4014), имели поплавковое шасси.

К началу 1933г. появился несколько модифицированный Ju.52/Зm-fе (начиная с #4020), а летом стал выпускаться Ju.52/3m-gе (с #4035) — первая действительно крупносерийная модель. Двигатели стали ВМW-132А-1 (лицензионный «Хорнет») мощностью 660лс Ju.52/3m-gе имел экипаж из трех человек, а максимальная и крейсерская скорости были 290 и 250км/ч, соответственно. Еще до начала поставок по коммерческим контрактам новой модели «Юнкерс» получила заказ на ее переделку во вспомогательный бомбардировщик.

Только что образованным воздушным комиссариатом в октябре 1933г. была создана вспомогательная бомбардировочная эскадра, ставшая ядром будущей бомбардировочной авиации люфтваффе. Эта часть в конспиративных целях была подчинена летной инспекции «Люфтганзы». К этому времени было решено до 1934г. вооружить всю бомбардировочную авиацию Do.11, а Ju.52 рассматривался только в качестве временного решения. К 1 марта 1934г. эта эскадра имела только три Do.11c, зато Ju.52 было 24. Hеудовлетворительные характеристики бомбардировщика «Дорнье» и трудности с его доводкой привели к сокращению заказа в 1934г. на 20%. В результате производство Ju.52/3m-ge, не испытывавшее никаких проблем, приобрело особую важность.

Для удовлетворения возросших военных и гражданских заказов в 1935г. появился новый вариант ju.52/3m-g3e с 725-сильными моторами ВМW-132А-3, улучшенным радиооборудованием и бомбосбрасывателями. Помимо завода в Дессау, к поставкам подключилась сборочная линия в Бернбурге, лицензию получили «Везер флюгцойгбау» и АТГ под Лейпцигом. К концу 1935г. Ju.52/3m-ge и gЗе были вооружены две трети эскадрилий пяти бомбардировочных групп люфтваффе, так называемые авиагруппы «Мерсебург», «Финстервальде», «Гота», «Фассберг» и «Гибельштадт». Hесмотря на появление улучшенного Do.23, эта пропорция не изменилась до конца года. К этому времени авиагруппы были переименованы в бомбардировочные. Их число возросло до 12, в которых 24 эскадрильи имели по 12 трехмоторных «Юнкерсов».

Переделка Ju.52/3m-g3e в бомбардировщик была относительно простой. Сверху была установлена открытая турель с одним пулеметом МG-15 с 1050 патронами. Для защиты от атак снизу имелась полуубираемая «корзина» со вторым МG-15 (750 патронов). «Корзина» убиралась и выпускалась вручную. Она крепилась к полуостекленной кабине — месту бомбардира, расположенной между бомбоотсеками — двумя передними и задним. Каждый бомбоотсек вмещал кассету DSAC/250 на 10 50кг бомб SС-50 или две 250кг бомбы SС-250. Максимальная бомбовая нагрузка, соотвественно, была до 1500кг. Запас топлива в 2475л обеспечивал тактический радиус действия в 500км при крейсерской скорости 245км/ч на высоте 1000м. Самолет можно было легко переоборудовать обратно в транспортный.

Окончательно жребий этого самолета, спроектированного только для мирных целей, определился во время гражданской войны в Испании. Уже через неделю после начала мятежа 20 Ju.52/3m-g3е были перегнаны из Дессау через Италию в Севилью. Они, якобы, состояли в «Компании Испано-Марроко де Трансноптес» (название организации, использовавшейся для снабжения мятежников).

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*